История чая во Франции

История чая во Франции

К концу 1630-х годов чай был уже признан и высоко ценим некоторыми небольшими социальными группами Парижа. Кардинал Мазарини, использующий чай как средство борьбы со своей подагрой, уже представил новый напиток королевскому двору. Подобно многим другим странам, чай сначала оценили за его медицинские свойства.

Во второй половине 17 века увидело свет несколько научных изданий. В них часто спорные достоинства чая сравнивались с другими новыми напитками, такими как кофе или шоколад. В то время во Франции медицинские знания и знания о чае были далеки от того уровне, который был достигнут в Китае. В 1692 году некий Франсуа Маселот пропагандировал "курить чай, как табак, предварительно увлажнив чайные листы капелькой бренди; пепел же, оставшийся в трубке, отлично отбеливает зубы".

В моде была экзотика. Так, когда в 1700 году Амфитрит, первый французский корабль, вернувшийся из Китая и привезший с собой дорогостоящий товар, разгрузился, французские модницы, наряду с шелками, ширмами, лакированными изделиями, фарфором и камфарой, смогли приобрести и чай.

Напиток, приготовляемый из китайского растения, стал еще более популярным во время правления Луи XIV. Тогда к чаю начали относиться как к приятному праздничному напитку и даже полезному для здоровья. Но среди парижских салонов продолжало существовать деление на тех, кто принял и полюбил новый напиток и тех, кто выступал против него. Таким образом, чай послужил и отличным предмет для дискуссии.

Маркиз де Савинэ, ярый сторонник чая, оставил нам описания нескольких серьезных чаепитий: "Встретил принцессу де Тарэн ... которая каждый день выпивает 12 чашек чая ... который, как она утверждает, вылечивает все ее болезни. Она уверяла меня, что Монсеньер ля Ландграф выпивает 40 чашек каждое утро. "Но, мадам, возможно все же 30 или около этого". "Нет, 40. Он умирал, и чай буквально возвратил его к жизни.

Мы все были свидетелями этого". Николас Адигер, автор Хорошо организованного домашнего хозяйства, добавляет, что чай "обычно пьют по утрам для того, чтобы окончательно проснуться и вызвать аппетит". Однако, остроумная принцесса Палатина это мнение не разделяла. "Чай также не нужен священникам-протестантам, как он не нужен католическим священникам, которые не могут жениться",- провозглашала она, - "поскольку чай делает употребляющего его целомудренным".

Во Франции на протяжении длительного времени чай оставался более редким и более дорогим напитком, чем кофе. Более того, чай ассоциировался с дорогими фарфоровыми сервизами и серебром, в отличие от кофе, который сразу начали продавать на улицах и в новомодных заведениях, получивших название кафе.

К 1715 году в Париже насчитывалось более 300 кафе. Чай же оставался прерогативой богатых семей, знаком отличия и возможностью для лучших серебряных дел мастеров и гончаров показать свое искусство. Возможно, что это и помешало чаю стать во Франции популярным. И только в 19 веке провинциальная буржуазия и дворянство осмелились попробовать его.

В Утраченных иллюзиях Бальзак, большой любитель чая, описал женщину из Анголима, которая "громко объявила всей провинции о вечеринке с мороженым, тортом и чаем, - нововведении в городе, где чай все еще продавался в аптеках, как средство для улучшения пищеварения." В это же самое время британцы, начиная с Букингемского дворца и кончая трущобами Ливерпуля, пили чай шесть раз в день.

Однако, к концу 19 века, благодаря "чайным салонам" и "чайным танцвечерам" этот напиток стал достаточно распространенным среди изысканных кругов. Морские курорты, с их казино, верандами, заставленными цветами, гранд отелями, такими как Гран Палас в Биаритце, предоставили отличную возможность неторопливо выпить чашечку чая, наслаждаясь приятной беседой. Недалеко от Парижа, в Буа де Булонь можно было под тенью деревьев заказать столик, к которому посетители могли подъехать прямо в экипаже.

Тем не менее, Франция может гордиться тем, что она изобрела Модные чайные комнаты, столь редко встречаемые в Англии, в которой в настоящее время вы можете отведать превосходного чая только в каком-нибудь гранд отеле.

Такие салоны расцвели в Париже в начале 20-го века и продолжают процветать до сих пор. К примеру, созданная в 1903 году Антуаном Рампелмейером, кондитером из Вены, в наше время известная под именем Ангелина, - эта чайная комната все еще популярна и сегодня.

Соблюдая традиционную элитарность, эти салоны являются полной противоположностью шумным, наполненным рабочими бистро. В чайных комнатах знатоки могут насладиться превосходным чаем в атмосфере мира, покоя и даже интимности среди неизменных по стилю интерьеров.

В отличие от кафе (символа веселости французов, где предпочитают собираться артисты и интеллектуалы) чайные комнаты долго считали подходящим "местом для пожилых людей, теплым и без сквозняков", местом, принадлежащим миру Роллана Джаккарда. И это правда: по духу их старомодный шарм более соответствует меланхолии и задумчивости, чем социальным собраниям и дебатам.

Однако сегодня их имидж быстро меняется, ибо Франция является одной из нескольких стран, в которых потребление чая продолжает расти. Фактически, оно удвоилось за последние тридцать лет.

Каждый район Парижа, также как и центральная зона любого провинциального города, могут похвастаться сегодня привлекательными чайными комнатами, которые сильно отличаются от своих предшественниц, и потому привлекают все больше и больше молодежи.

Французы всегда проявляли интерес к экзотике. Таким образом, лучшие чайные комнаты дают им возможность открывать для себя бесконечное разнообразие сортов чая. И французские продавцы сегодня предлагают новым гурманам широчайший выбор разнообразных смесей, составленных из лучших сортов, а также ароматизированные чаи.

Сегодняшний покупатель посещают определенные магазины, торгующие чаем, чтобы приобрести некоторые из трехсот сортов, имеющихся в продаже. Чай продается на вес, так чтобы его можно было понюхать, прежде чем купить (за исключением, конечно, тех случаев, когда покупатель желает приобрести чай в пакетиках, - тогда о качестве даже самого превосходного чая трудно судить по его запаху).

В таких магазинах все смеси производятся из наилучших сортов, а для ароматизации чая используются только натуральные добавки.

Чайное искусство французов стало, таким образом, синонимом строгой стандартизации и качества и привело к тому, что чай сегодня является экспортным продуктом наряду с шампанским и модной одеждой. Это может показаться странным, но сегодня в Лондоне мы можем увидеть во французском чайном магазине члена королевской семьи, или в Токио можем быть свидетелями того, как люди здесь устремляются в универсамы, чтобы купить "французский чай".

Сегодня различные безалкогольные напитки вытесняют чай. Производители чая, ориентируясь на эту тенденцию, стараются выпускать больше чая в пакетиках или растворимого. По этой же причине некоторые страны, такие как Индонезия, вынуждены производить чай более низкого качества, ориентируясь на массовый рынок.

С другой стороны, многие торговцы чаем предпочитают сегодня не воевать с Кока-колой, а открывать перед покупателем всю изысканность своего драгоценного товара. Этот подход оказался успешным, и спрос на качественный продукт сегодня растет, что, в свою очередь, поощряет страны, производящие чай, бережно выращивать высококачественный продукт.

Таким образом, даже если потребление чая растет благодаря товару массового производства, увеличивается и число любителей качественного чая благодаря возрождению здесь чайного искусства.

Источник: http://www.tea-world.ru/tea/history/82/


Возврат к списку